Материалы заседания от 9 июня 2015 г.
Правительственной комиссии по вопросам охраны здоровья граждан

9 июня 2014 года состоялось очередное заседание Правительственной комиссии по вопросам охраны здоровья граждан под председательством Председателя Правительства Российской Федерации Дмитрия Анатольевича Медведева. Заседание Правительственной комиссии, на котором обсуждались вопросы охраны здоровья работающих граждан, проходило на базе ООО «Серпуховской лифтостроительный завод».

Справка. Серпуховский лифтостроительный завод — новое промышленное предприятие по выпуску пассажирских и грузовых лифтов — было запущено в эксплуатацию в 2013 году.

Проектная мощность завода — до 15 тыс. лифтов в год. Предприятие рассчитано на 1000 рабочих мест. Здесь постоянно ведётся работа по улучшению условий труда на рабочих местах, в цехах оборудованы современные системы вентиляции и кондиционирования, уровни шума и вибрации не превышают ПДУ. Использование автоматизированной линии и роботизированных комплексов свело к минимуму физические нагрузки рабочего персонала.

Вступительное слово
Председателя Правительства Российской Федерации
Дмитрия Анатольевича Медведева

Сегодня у нас с вами, уважаемые коллеги, очередное заседание Правительственной комиссии по охране здоровья граждан. Мы рассмотрим вопрос об охране здоровья тех, кто работает, то есть абсолютного большинства граждан нашей страны, в том числе на различных производствах, и на современных, и не очень современных, и на вредных, и на опасных. От того, в каких человек работает условиях, зависит его работоспособность, производительность труда, зависит экономический рост, но самое главное, зависит его здоровье.

Тема для нашей страны весьма острая. В России работает, по данным Росстата на 2013 год, почти 71 млн 400 тыс. человек, из них 34 млн 900 тыс. — это женщины, при этом каждый третий работник, на это хотел бы обратить внимание, работает в условиях, которые не отвечают санитарно-гигиеническим нормам. Особенно много небезопасных рабочих мест на добывающих и обрабатывающих предприятиях, в строительстве подчас, на транспорте. Наибольшие риски — у шахтёров, нефтяников, металлургов, машиностроителей, целого ряда других профессий.

Такая ситуация становится причиной профессиональных заболеваний. Здесь тенденции разные, не всегда, скажем прямо, положительные. Ежегодно число заболевших увеличивается на 6–7 тыс. человек. Некоторые работники имеют по два–три профессиональных заболевания. Нередко от несчастных случаев на производстве граждане, к сожалению, получают инвалидность и иногда погибают.

Но страдают не только люди, хотя это главное, издержки несут работодатели, несёт бизнес, несёт государство в целом. По оценке Минтруда, суммарный финансовый ущерб (то есть это затраты на страховые выплаты, это досрочные пенсии, это различного рода компенсации, которые подлежат выплате) доходит почти до 2 трлн руб., что сопоставимо с бюджетами целых секторов нашей экономики.

За последние годы предприняты определённые шаги по улучшению ситуации. В 2012 году был принят федеральный закон «О специальной оценке условий труда». Закон содержит целый ряд новелл, предусматривает создание новых, более современных механизмов охраны труда. В частности, вводится дифференцированный тариф страхового взноса, который работодатели платят в Пенсионный фонд нашей страны, по понятной пропорции: чем опаснее условия труда, тем выше тариф, и наоборот.

Кроме того, вводится обязательная единая и унифицированная процедура специальной оценки условий труда. Надеюсь, это позволит объективно выявлять нарушения на конкретных рабочих местах, поскольку этой оценкой будут заниматься независимые организации и профсоюзы тоже. На этой основе работникам будут устанавливаться соответствующие гарантии и компенсации, будут выделяться средства защиты, повысится эффективность профилактических мер. Важно, чтобы новые механизмы быстрее заработали на практике.

Имеет смысл подумать и о других решениях, в том числе необходимо внедрять систему управления профессиональными рисками, что в целом ряде производств уже происходит.

Одна из первоочередных задач — свести к минимуму воздействие вредных факторов. Каким образом? Сделать рабочие места более безопасными за счёт их технологического оснащения и создания необходимого комфорта для работников. Заводы и предприятия у нас все очень разные. Многие занимаются модернизацией производства, часть наших предприятий, к сожалению, находится ещё в совершенно допотопном состоянии.

Почему мы собрались здесь? Это хороший пример — Серпуховской лифтостроительный завод, где мы находимся. Мы сейчас прогулялись по основному производству. Значительную часть операций делают роботы. Участие людей в этом процессе минимизировано, стало быть, минимизирован травматизм. Кроме того, здесь, как и на целом ряде других производств, работники информируются и о рисках, и о мерах, которые должны эти риски компенсировать. Построена система защиты и охраны труда, надеюсь, достаточно современная, соответствующая самым высоким требованиям.

Понятно, что всё, о чём мы говорим, — это в значительной мере ответственность работодателей. Эта ответственность складывается не только из позитивных моментов, но и из последствий невыполнения тех или иных правил. С 2015 года предусмотрено увеличение административных штрафов за нарушение требований к охране труда в том случае, если не проводится специальная оценка условий труда, работники не обеспечиваются средствами защиты, а также если к работе допускаются люди, которые не прошли обязательный медосмотр и обучение правилам техники безопасности. У нас такие требования есть, более того, ужесточается и уголовное законодательство, если вред причинён по вине работодателя и выражается в утрате здоровья или более тяжких последствиях.

Вполне вероятно, нужно составлять рейтинги предприятий по соблюдению условий труда. Давайте об этом поговорим. Это, кстати, станет и дополнительным стимулом для работодателей заниматься данным вопросом. К этой работе могли бы подключиться наши основные общественные объединения бизнеса, такие как РСПП, «Опора России», другие структуры, объединяющие бизнес, и, конечно, профсоюзы и экспертные организации.

Один из принципиальных вопросов — это профилактика. Поэтому особый акцент здесь должен быть сделан на повышении результативности диспансеризации. В ряде случаев её просто нет либо она проводится формально. У нас определена периодичность медицинских осмотров, которые проводятся для граждан, работающих в опасных условиях. Надо добиваться соблюдения всех этих правил.

Как показывает практика, основное количество профессиональных заболеваний, к сожалению, у нас выявляется не на стадии диспансеризации, а при обращении в центр профессиональной патологии. Большая часть таких центров находится в ведении регионов, которые должны, безусловно, внимательно относиться к их деятельности.

Есть примеры, когда на крупных промышленных предприятиях придают большое значение организации профилактики — и здесь, у нас, в Московской области, и во всех других регионах. В идеале так должно быть на всех предприятиях, с привлечением внебюджетных средств в рамках государственно-частного партнёрства для финансирования программ добровольного медицинского страхования. Послушаем, что в этом плане было сделано нашими коллегами, поговорим о том, какие дополнительные решения должны быть приняты по всем направлениям, но начнём с аспекта здравоохранения.

Основные положения доклада
Министра здравоохранения Российской Федераци
Вероники Игоревны Скворцовой
«О совершенствовании медицинского обеспечения работающего населения»

Неблагоприятные условия труда и здоровье работающих. Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года главными целями в сфере здравоохранения и сохранения здоровья нации определены:

  • коренное улучшение демографической ситуации, увеличение продолжительности жизни, снижение инвалидности и смертности;
  • совершенствование профилактики и оказания своевременной квалифицированной первичной медико-санитарной и высокотехнологичной медицинской помощи населению страны.

Достижение указанных целей невозможно без приоритетного решения ключевых вопросов формирования, сохранения и укрепления здоровья, что в первую очередь касается работающего населения, составляющего половину всего населения страны.

В результате работы по повышению уровня оказания медицинской помощи населению и возрождению профилактической направленности в здравоохранении, в 2013 году ожидаемая продолжительность жизни увеличилась на полгода — до 70,8 лет и достигла своего исторического максимума: у женщин — 76,3 года, а у мужчин превысила 65 лет. При этом прирост продолжительности жизни у мужчин превысил прирост продолжительности жизни у женщин более чем в 2 раза, что позволяет прогнозировать положительную динамику.

За 2013 год умерло на 34,5 тысячи человек меньше, чем в 2012 году, а общая смертность снизилась до показателя 13,0 на 1000 населения, достигнув намеченного целевого уровня.

Если основным результатом 2012 года явилось приближение к перекресту рождаемости и смертности, завершающему 20-летний период активной убыли населения, то в 2013 году мы преодолели перекрест и вышли на естественный прирост населения, который превысил 24 тыс. человек. Важно, что этот результат достигнут на фоне некоторого уменьшения показателей рождаемости (на 0,8%) — лишь за счет снижения смертности.

Однако, на фоне позитивных изменений, связанных со снижением смертности всего населения, важнейшей причиной прогрессирующей в стране трудонедостаточности является высокий уровень смертности населения в возрасте от 40 до 60 лет, в основном за счет смертности мужского населения трудоспособного возраста (феномен «мужской сверхсмертности») от болезней системы кровообращения, новообразований и внешних причин, включая дорожно-транспортные происшествия (по данным Росстата коэффициент смертности на тысячу мужчин трудоспособного возраста (1990 г. — 7,6; 2010 г. — 9,9; 2011 г. — 9,3; 2012 г. — 8,9).

Существенную роль в создавшемся положении играют неблагоприятные условия труда — источники профессионального риска нарушения здоровья работников различных профессий.

Поэтому улучшение оказываемой медицинской помощи работающему населению в современных условиях становится одной из важнейших социально-экономических гарантий общества, которая может быть реализована внедрением современных эффективных моделей управления здоровьем.

В период с 2006 по 2012 год в стране реализовано важное направление приоритетного национального проекта «Здоровье» — дополнительная диспансеризации некоторых категорий работающего населения (работники бюджетной сферы и работники, занятые во вредных и опасных условиях труда), что позволило получить данные о распространенности заболеваний среди работающих.

Например, на фоне снижения показателей смертности от новообразований в трудоспособном возрасте за период с 1995 по 2012 годы (на 19,6%) частота заболеваемости новообразованиями с 1991 по 2012 годы, напротив, возросла. Темпы роста для всего трудоспособного населения составили 21,5%.

Рост заболеваемости на фоне снижения смертности от новообразований является признаком снижения доли запущенных случаев (III–IV стадия) и, соответственно, снижения летальности, о чем также свидетельствует стабильный уровень первичной инвалидности в связи со злокачественными новообразованиями за последние 8 лет.

С 2013 года в стране проводится диспансеризация определенных групп взрослого населения, особое внимание уделяется работающему населению. Цель диспансеризации не только выявить заболевания, но и провести коррекцию факторов риска этих заболеваний, организовать эффективное динамическое наблюдение, а также своевременное лечение и медицинскую реабилитацию больных. При этом используется дифференцированный подход к методам обследования разных возрастных групп населения с учетом вероятности развития тех или иных заболеваний.

Диспансеризация проводится в 2 этапа: при выявлении на первом этапе (имеющем характер скрининга) подозрений на патологию пациента направляют на уточняющую диагностику с помощью современных эндоскопических, лабораторных и других методов углубленного обследования.

За первый год прошли диспансеризацию 34,5 млн человек — 20,5 млн взрослых и 14 млн детей, проживающих во всех регионах страны. Численность работающего населения составила 10,5 млн человек.

Как показал анализ, почти 44% взрослого населения имеют уже сформировавшиеся хронические неинфекционные заболевания. Среди работающего населения эта доля составляет 34%.

У каждого 12-го гражданина были выявлены заболевания системы кровообращения, в том числе у каждого 20-го среди работающих лиц. У каждого 111-го — патология органов дыхания, в том числе у каждого 100-го среди работающих лиц, а у каждого 714-го — случай злокачественного новообразования, в том числе у каждого 1041-го среди работающих лиц.

Всего в 2013 году, по сравнению с 2012 годом, за счет расширения диагностической линейки и двухэтапного механизма диспансеризации выявляемость онкологических заболеваний возросла в 4,5 раза, что позволило в 2013 году диагностировать злокачественные новообразования более чем у 27 тысяч человек. Важно, что при этом часто выявлялись потенциально излечиваемые онкологические заболевания (7,6 тысяч случаев рака молочной железы и 3,8 тысяч — предстательной железы, в том числе среди работающих соответственно 4,5 и 1,1 тысяч).

Впервые в ходе диспансеризации диагностировано более 1,7 млн сердечно-сосудистых заболеваний, в том числе среди работающих 802 740 (52,9 случаев на 1000 населения), около 28 тысяч онкологических заболеваний, в том числе среди работающих 14,6 тысяч (1,0 случай на 1000 населения). Еще 23% взрослого населения в целом и 24% среди работающих, являясь так называемыми «практически здоровыми людьми», имеют высокий сердечно-сосудистый риск из-за совокупности факторов риска.

О неформальном характере проведенной диспансеризации свидетельствует тот факт, что по ее результатам впервые было назначено лечение 21% обследованных (4,1 млн чел.), в том числе 16% среди работающих граждан (2,4 млн чел.), 70% из которых было в возрасте до 60 лет, 3,4% граждан (2% среди работающих граждан), то есть 28,7 тысяч человек, были госпитализированы для получения специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи и 2,6% (2% среди работающих граждан) были направлены на санаторно-курортное лечение.

Около 3,6 млн человек прошли углубленное профилактическое консультирование с последующим составлением индивидуального плана оздоровления.

Одним из основных направлений профилактической работы является диспансерное наблюдение. В результате проведенной в 2013 году диспансеризации выявлено, что диспансерному наблюдению подлежит в два раза больше граждан, чем наблюдалось до начала её проведения (всего диспансерному наблюдению подлежит 17% граждан).

Высокий охват диспансеризацией населения был обеспечен, в том числе, за счет активного использования выездных форм работы, которые активно развиваются в регионах страны, особенно, когда взаимодействие органов здравоохранения, работодателей и профсоюзов отлажено в рамках трехсторонних соглашений по регулированию социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений.

Особое место в работе по снижению предотвратимой смертности среди работающего населения занимают центры медицинской профилактики и центры здоровья, активно пропагандирующие принципы здорового образа жизни, в том числе по отказу от потребления табака, рациональному питанию и обеспечению физической активности на рабочем месте.

Также одним из важных механизмов сохранения и укрепления здоровья работающего населения являются обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (во время трудовой деятельности) медицинские осмотры работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда. Основной задачей данных осмотров является раннее выявление профессиональных и производственно обусловленных заболеваний.

Приказом Минздравсоцразвития России № 302н утвержден порядок проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, который устанавливает правила проведения осмотров, в том числе по объему лабораторных и функциональных исследований, необходимых для проведения осмотра, а также по формированию медицинской организацией постоянно действующей врачебной комиссии, в состав которой включаются врач-профпатолог, а также врачи-специалисты, прошедшие в установленном порядке повышение квалификации по специальности «профпатология» или имеющие действующий сертификат по специальности «профпатология».

На основании результатов периодического осмотра в установленном порядке определяется принадлежность работника к одной из диспансерных групп в соответствии с действующими нормативными правовыми актами, с последующим оформлением в медицинской карте и паспорте здоровья рекомендаций по профилактике заболеваний, в том числе профессиональных заболеваний, а при наличии медицинских показаний — по дальнейшему наблюдению, лечению и реабилитации.

В ходе периодических медицинских осмотров в 2013 году в Российской Федерации было установлено 9 545 случаев профессиональных заболеваний (по данным центров профпатологии). При этом необходимо отметить, что в случае, если при проведении периодического медицинского осмотра у медицинских организаций, проводящих медицинские осмотры работающих, возникают подозрения на наличие у работника профессионального заболевания, медицинская организация направляет его в установленном порядке в центр профпатологии, имеющий лицензию на право проведения экспертизы связи заболевания с профессией. В результате чего основное количество профессиональных заболеваний выявляется не по результатам периодического медицинского осмотра, а при обращении в центр профессиональной патологии.

В последние годы мы наблюдаем утяжеление первично выявленной профессиональной патологии, преобладание клинически выраженных тяжелых форм хронических заболеваний.

Несмотря на то, что по сравнению с началом 90х годов, средние показатели числа случаев (736,7 на 100 работников в 2012 г.) и дней нетрудоспособности (57,2 на 100 работников в 2012 г.) при заболеваемости с временной утратой трудоспособности снизились на треть, средняя длительность одного случая заболевания выросла на 13,0% (по данным Росстата за 2012 г. — 12,9 дня), что свидетельствует о позднем обращении работника за медицинской помощью.

Меры, направленные на повышение эффективности оказания медицинской помощи работающему населению. За последние 5 лет совместными усилиями Минздрава России, Минтруда России и Роспотребнадзора реализован ряд мероприятий по развитию регулирования в области охраны здоровья работников, что, прежде всего, касается разработки и утверждения важных нормативных правовых актов.

Пересмотрены порядок оказания медицинской помощи при острых и хронических профессиональных заболеваниях (приказ Минздрава России от 13.11.2012 № 911н), национальный перечень профессиональных заболеваний (приказ Минздравсоцразвития России от 27.04.2012 № 417н), утверждены порядок проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения (приказ Минздрава России от 03.12.2012 № 1006н), положение об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению (приказ Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 № 543н), требования к организации и выполнению работ при оказании первичной медико-санитарной, специализированной, скорой, паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарнопротивоэпидемических мероприятий (приказ Минздрава России от 11.03.2013 № 121н).

В настоящее время с учетом мнения медицинского сообщества и общественных организаций разработан новый порядок проведения предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на работах с вредными условиями труда, который отменит действие приказа Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. № 302н. В соответствии с процедурой подготовки нормативных актов данный документ направлен на рассмотрение рабочей группы трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Учитывая, что критерии оценки качества медицинской помощи формируются на основе соответствующих порядков и стандартов оказания медицинской помощи, а также клинических рекомендаций (протоколов лечения), Минздравом России проводится активная работа по их утверждению. При этом анализируется информация, поступающая от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения, и результаты контрольных (надзорных) мероприятий Росздравнадзора за 2012–2013 годы за соблюдением медицинскими организациями лицензионных требований, предъявляемых к осуществлению медицинской деятельности, в том числе при проведении медицинских экспертиз и медицинских осмотров.

В настоящее время подготовлены проекты стандартов медицинской помощи при профессиональных заболеваниях, связанных с воздействием ионизирующего излучения (хроническая лучевая болезнь, острое местное лучевое поражение области живота, головы и шеи, грудной клетки, конечностей, острая лучевая болезнь легкой, средней, тяжелой и крайне тяжелой степени тяжести), повышенного и пониженного давления окружающей газовой и водной среды (кессонная (декомпрессионная) болезнь, баротравма легких), а также при пневмокониозах.

Разработаны проекты клинических рекомендаций по лечению таких профессиональных заболеваний как: пневмокониозы, местные лучевые поражения, хроническая лучевая болезнь, профессиональная нейросенсорная тугоухость, профессиональные дорсопатии и бронхиальная астма.

Подготовлены проекты приказов Минздрава России:

  • «Об утверждении порядка проведения экспертизы профессиональной пригодности с формой заключения»;
  • «Об утверждении порядка проведения экспертизы связи заболевания с профессией с формой заключения»;
  • «О внесении изменений в Приложения № 1 и № 2 к приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 г. № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» в части возможности трудоустройства инвалидов по слуху на работы в условиях производственного шума, вибрации, инфразвука, а также на работы на высоте, по обслуживанию и ремонту действующих электроустановок, а также на работы, выполняемые непосредственно на механическом оборудовании, имеющем открытые движущиеся (вращающиеся) элементы конструкции (токарные, фрезерные и другие станки, штамповочные прессы и др.)»;
  • «Об утверждении порядка медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к управлению транспортных средств»;
  • «Об утверждении порядка проведения медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), а также в течение и (или) в конце рабочего дня (смены) работников, занятых на подземных работах» и т.д.

В целях информирования работодателей и работающих о принимаемых законодательных и иных нормативных правовых актах в сфере охраны здоровья работающих, проводимых научно-практических мероприятиях, рекомендациях по ведению здорового образа жизни, программах оздоровления работающего населения, включающих рационы питания для работающих на различных видах работ, о профилактике инфекционных заболеваний, включая правила поведения в период эпидемий, Минздравом России запущен портал «Здоровье работающего населения», который размещен на официальном сайте Министерства.

На этом портале предусмотрено размещение лучшего международного и российского опыта по реализации на определенных отраслях программ по сохранению и укреплению здоровья работающих, имеющих четкую профилактическую направленность.

Результаты оценки таких программ свидетельствуют об их эффективности. Так, например, на предприятии ООО «Газпром добыча Оренбург» целевые программы «Здоровый образ жизни» и «Преодоление курения табака» способствовали снижению показателя выхода на инвалидность на 45%.

В то же время ряд правовых и организационных вопросов остается нерешенным.

Меры, которые необходимо реализовать для совершенствования медицинской помощи работающему населению. Необходимо отметить значимость функционирования центров профпатологии. Всего в настоящее время в Российской Федерации организовано 85 таких центров. Из них 56 находятся в ведении субъектов Российской Федерации, 7 — муниципального уровня и 23 центра находится в ведении различных ведомств (11 — ФМБА России, 6 — Роспотребнадзор, 3 — ФАНО России, 3 — Минздрав России).

Справка:

ФМБА России — ФГБУ Государственный научный центр Российской Федерации «Федеральный медицинский биофизический центр им. А.И. Бурназяна ФМБА России», г. Москва; ФГБУЗ «Волгоградский медицинский клинический центр ФМБА России», г. Волгоград; ФГБУЗ «Медикосанитарная часть № 144 ФМБА России», г. Санкт-Петербург; ФГБУ «Федеральный научноклинический центр специализированных видов медицинской помощи и медицинских технологий ФМБА России», г. Москва; ФГБУЗ «Клиническая больница № 122 им. Л.Г. Соколова ФМБА России», г. Санкт-Петербург; ФГБУЗ «Центральная медико-санитарная часть № 58 ФМБА России», г. Северодвинск; ФГБУЗ «Центральная медикосанитарная часть № 71 ФМБА России», г. Озерск; ФГБУЗ «Медико-санитарная часть № 70 — Уральский центр профессиональной патологии имени Ю.А. Брусницына ФМБА России», г. Екатеринбург; ФГБУЗ «Дальневосточный окружной медицинский центр ФМБА России», г. Владивосток; ФГБУЗ «Западно-Сибирский медицинский центр ФМБА России», г. Омск, ФГБУЗ «Южный окружной медицинский центр ФМБА России», г. Ростов-на-Дону.

Роспотребнадзор — ФБУН «Северо-Западный научный центр гигиены и общественного здоровья»; ФБУН «Федеральный научный центр гигиены им. Ф.Ф. Эрисмана»; ФБУН «Екатеринбургский медицинский научный центр профилактики и охраны здоровья рабочих промышленных предприятий»; ФБУН «Саратовский научно-исследовательский институт сельской гигиены»; ФБУН «Уфимский НИИ медицины труда и экологии человека»; ФБУН «Нижегородский НИИ гигиены и профпатологии».

ФАНО России — ФГБУ «Научно-исследовательский институт медицины труда» РАМН; ФГБУ «Научно-исследовательский институт медицины труда и экологии человека ВосточноСибирского научного центра экологии человека» Сибирского отделения РАМН; ФГБУ «Научно-исследовательский институт комплексных проблем гигиены и профессиональных заболеваний» Сибирского отделения РАМН.

Минздрав России — ГБОУ ВПО «Самарский государственный медицинский университет», ГБОУ ВПО «Северный государственный университет», ГБОУ ВПО СЗГМУ им. И.И. Мечникова Минздрава России.

Анализ показателей деятельности центров профессиональной патологии субъектов Российской Федерации за 2011–2013 годы показал, что в центрах профессиональной патологии работают 378 врачей-профпатологов (2011 г. — 317, 2012 г. — 355), тематическое усовершенствование по профпатологии за последние 5 лет пройдено 631 врачом, (2011 г. — 584, 2012 г. — 605), 471 врач имеет квалификационную категорию (2011 г. — 445, 2012 г. — 460), 124 врача имеют степени кандидата и доктора наук.

Укомплектованность штатами составляет 95% (2011 г. — 84%, 2012 г. — 89%), оборудованием — 86% (2011 г. — 86%, 2012 г. — 86%).

Коечная мощность центров профпатологии составляет 1782 койки (2011 г. — 1 753, 2012 г. — 1 769). С использованием данного фонда в центрах профпатологии в 2013 году был пролечен 64 941 пациент (2011 г. — 63 859, 2012 г. — 64 206).

Наряду с оказанием медицинской помощи в стационарных условиях в центрах профпатологии организован амбулаторный прием врача-профпатолога. Количество поликлинических посещений в смену в центрах профпатологии составляет 4 936 (2011 г. — 4 547, 2012 г. — 4 824).

Одной из основных функций центра профессиональной патологии является экспертиза связи заболевания с профессией и профессиональной пригодности. Для проведения указанных экспертиз в центрах профессиональной патологии созданы врачебные комиссии (рассмотрено дел всего — 123 541 (2011 г. — 122 647, 2012 г. — 121 450); проведено заседаний — 22 544 (2011 г. — 22 178, 2012 г. — 21 720); заболеваний, признанных профессиональными — 9 545 (2011 г. — 8 596, 2012 г. — 9 732); заболеваниями, не связанными с профессией — 10 121 (2011 г. — 7 632, 2012 г. — 6 585); медицинские противопоказания выявлены — 8 968 (2011 г. — 7 695, 2012 г. — 8 593); заключений не дано (нуждается в дообследовании) — 9 327 (2011 г. — 10 112, 2012 г. — 9 536).

Число работников со стажем более 5 лет, прошедших периодический медицинский осмотр в центрах профессиональной патологии с привлечением медицинских организаций, составляет 178 526 человек (2011 г. — 185 148, 2012 г. — 181 903).

При этом центры профпатологии как самостоятельно, так и привлекая медицинские организации, не могут обеспечить проведение периодических медицинских осмотров всех контингентов работающих во вредных и опасных условиях труда. Для исправления данной ситуации Минздравом России проводится комплекс мер по развитию организации системы профпатологической службы, в том числе по совершенствованию ее деятельности.

Для координации деятельности всей профпатологической службы, а также рассмотрения особо сложных случаев профессиональных заболеваний проводится работа по возобновлению деятельности Федерального центра профпатологии.

Исторически сложилось, что функции Федерального центра профпатологии были возложены на клинический отдел Научно-исследовательского института медицины труда РАМН (приказ Минздравмедпрома России от 23.06.1994 № 130 «Об организации медицинской помощи работающим на предприятиях промышленности, строительства, транспорта, связи в условиях обязательного медицинского страхования населения»).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2000 № 967 «Об утверждении Положения о расследовании и учете профессиональных заболеваний» рассмотрение особо сложных случаев профессиональных заболеваний возложено на Центр профессиональной патологии Минздравоохранения Российской Федерации. Поэтому совместным приказом Минздрава России и РАМН от 28.01.2000 № 33/9 Федеральный центр профпатологии был переименован в Центр профпатологии Минздрава России.

Совместными приказами Минздравсоцразвития России и РАМН от 01.04.2005 № 248/18 и от 16.06.2005 № 408/146 на базе федерального государственного бюджетного учреждения «Научно-исследовательский институт медицины труда» РАМН был создан Координационный центр профпатологии Минздравсоцразвития России и утверждено его положение.

Основной целью деятельности Центра являлась координация организаций, оказывающих медицинскую помощь работающему населению.

Однако приказом Минздравсоцразвития России от 12.12.2007 № 760 «О признании утратившими силу приказов Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации» приказы Минздравсоцразвития России и РАМН от 01.04.2005 № 248/18 «О создании Координационного центра профпатологии Минздравсоцразвития России» и от 16.06.2005 № 408/46 «Об утверждении Положения о Координационном центре профпатологии Минздравсоцразвития России» утратили силу.

Для возобновления работы Федерального центра профессиональной патологии необходимо поручить Минздраву России совместно с ФАНО России внести изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2000 г. № 967 «Об утверждении положения о расследовании и учете профессиональных заболеваний» в части организации Федерального центра профессиональной патологии на базе ФГБУ «НИИ медицины труда» (согласие ФАНО России получено письмом от 11.04.2014 № 007-18.2-05/245).

Кроме того, необходимо актуализировать положения постановления Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2000 г. № 967 «Об утверждении положения о расследовании и учете профессиональных заболеваний» с учетом статьи 63 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», регулирующей вопросы экспертизы профессиональной пригодности и экспертизы связи заболевания с профессией.

Одним из важнейших направлений в развитии службы профпатологии является создание единой персонифицированной системы учета лиц, страдающих профессиональными заболеваниями, которая позволит обеспечить достоверную статистику профессиональной заболеваемости и ее непрерывный мониторинг, что, в свою очередь, может быть положено в основу разработки научно обоснованных управленческих решений по ее профилактике. Поэтому предлагаем подготовить предложения по внесению изменений в законодательство Российской Федерации в целях формирования и ведения такого регистра уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере здравоохранения.

Необходимо активно использовать ресурс профсоюзов в части эффективности контроля и надзора за исполнением установленных законодательством норм в сфере регулирования рынка труда и трудовых отношений, а также повышения уровня информированности граждан об их правах в сфере труда.

Несомненно, большое значение для сохранения и укрепления здоровья работающего населения имеет деятельность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В ряде регионов страны в настоящий момент разрабатываются региональные целевые программы «Здоровье работающего населения». И такая деятельность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации должна быть скоординирована с основными направлениями государственной политики в области охраны здоровья работающего населения.

Комплексное решение задач по охране здоровья работающих с учетом межведомственной системы мер позволит обеспечить достижение главных целей по сохранению трудового потенциала, продлению трудового долголетия, снижению заболеваемости, инвалидности и смертности в трудоспособном возрасте, а также увеличению продолжительности жизни населения Российской Федерации.

Основные положения доклада
руководителя Роспотребнадзора
Анны Юрьевны Поповой
«О состоянии условий труда и профессиональной заболеваемости в Российской Федерации»

Прогрессирующая трудонедостаточность в «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года», утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года № 537, названа одним из главных стратегических рисков и угроз национальной безопасности на долгосрочную перспективу в области экономического роста.

В этой связи проблема профилактики и снижения уровня профессиональной заболеваемости приобретает особое значение, так как профессиональные болезни — причина не только самой высокой инвалидизации людей, но и одной из частых причин смертности трудоспособного населения во всем мире.

Смертность трудоспособного населения страны превышает аналогичный показатель по Евросоюзу в 4,5 раза и в 2,5 раза средний показатель смертности по России. Свыше 30% ежегодно умирающих россиян — это граждане в трудоспособном возрасте.

Таким образом, сложившаяся в настоящее время медико-демографическая ситуация в достаточно короткий срок может привести к реальному дефициту трудовых ресурсов.

В настоящее время на большинстве предприятий сложилась неблагополучная, а нередко критическая ситуация с условиями труда.

В Российской Федерации в 2012 году трудились 67,968 млн человек, в том числе 35,075 млн (49,0%) — женщин (в 2011 г. — 67,727 млн, 34,824 млн (49,1%) женщин, в 2010 г. — 67,577 млн, 34,367 млн (49,1%) женщин), из них в основных видах промышленности (добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии, газа и воды) — 13,2 млн (в 2010 г. — 13,3 млн), сельском и лесном хозяйстве — 6,5 млн (в 2010 г. — 6,7 млн), строительстве — 5,6 млн (в 2010 г. — 5,4 млн), на транспорте и в связи — 5,4 млн (в 2010 г. — 5,3 млн). (Данные Росстата, опубликованные в статистическом сборнике «Российский статистический ежегодник, 2013»).

Число работающих в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям, в последние годы существенно не изменилось и составило в 2012 году 6 059 883 работников — 29,45% (в 2010 г. — 26,97% — 5 552 517 человек), то есть практически каждый третий работник трудится в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям.

Удельный вес работников во вредных и опасных условиях труда по основным видам экономической деятельности в 2012 году составил:

  • при добыче полезных ископаемых — более 670 тыс. работников — 46,2% (в 2010 г. — 42,5%),
  • в производстве и распределении электроэнергии более 806 тыс. работников — 33,9% (в 2010 г. — 32,9%),
  • в обрабатывающих производствах — около 3,6 млн работников 33,4% (в 2010 г. — 29,6%),
  • на транспорте и в связи — около 1,8 млн работников — 27,7% (в 2010 г. — 26,5%). (Данные Росстата, опубликованные в статистическом сборнике «Российский статистический ежегодник, 2013»)

По указанным видам экономической деятельности отмечается и достаточно большой удельный вес женщин, работающих во вредных и опасных условиях труда. Так на предприятиях по добыче полезных ископаемых занято 29,5% женщин (в 2011 г. — 28,2%, 2010 г. — 27,3%), по производству и распределению электроэнергии, газа и воды — 22,5% (в 2011 г. — 22,2%, 2010 г. — 21,6%), в обрабатывающих производствах — 24,8% (в 2011 г. — 23,3%, 2010 г. — 21,7%), в строительстве — 10,9% (в 2011 г. — 10,2%, 2010 г. — 8,9%). Средний возраст занятых в экономике женщин составил 40,8 лет. (Данные Росстата, опубликованные в статистическом сборнике «Российский статистический ежегодник, 2013»).

В нарушение утвержденных постановлением Правительства от 6 февраля 1993 года № 105 «Норм предельно допустимых нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную» к тяжелым физическим работам продолжает допускаться значительный контингент женщин.

Тяжелым физическим трудом на добыче полезных ископаемых занято 8,9% всех работающих женщин (в 2011 г. — 8,2%, в 2010 г. — 7,7%), на обрабатывающих производствах — 6,8% (в 2011 г. — 6,2%, в 2010 г. — 5,3%), в строительстве — 5,1% (в 2011 г. — 4,0%, в 2010 г. — 3,6%), на производстве и в распределении электроэнергии, газа и воды — 3,6% (в 2011 г. — 3,4%, в 2010 г. — 2,9%), на транспорте — 4,6% (в 2011 г. — 4,4%, в 2011 г. — 4,5%). (Данные Росстата, опубликованные в статистическом сборнике «Российский статистический ежегодник. 2013»)

Неудовлетворительные условия труда оказывают влияние не только на общее состояние здоровья работающих женщин, но и на их репродуктивную функцию, являются причиной формирования профессиональной патологии.

С 1997 по 2010 год в рамках международного проекта «Изучение факторов риска нарушений репродуктивного здоровья женщин, занятых на предприятиях никелевой промышленности Мурманской области» с участием ФБУН «Северо-Западный научный центр гигиены и общественного здоровья» Роспотребнадзора осуществляется систематическое наблюдение за течением и исходами беременности среди работающих женщин, состоявших на диспансерном учете в учреждениях здравоохранения Мурманской области. Основным источником информации о производственных факторах риска является созданный областной регистр беременности и родов, а также отчеты о НИР по международным проектам.

В результате анализа данных регистра за 15 лет наблюдений установлено, что, по меньшей мере, 11 вредных производственных факторов оказывают существенное влияние на риск репродуктивных нарушений у беременных женщин, работавших во вредных условиях труда Относительный риск этих нарушений, превышающий значение 2,5, установлен для таких факторов как общая вибрация, органические растворители, окись углерода, окислы азота, избыточная тяжесть труда, этиленгликоль, неорганические соединения свинца, никеля, мышьяка, меди, а также электромагнитные поля высоких и сверх высоких частот.

Среди профессиональных групп наибольший риск репродуктивных нарушений выявлен у работниц горнодобывающих, металлургических, судостроительных предприятий, а также у медицинских работников и водителей городского электротранспорта.

Расчетный экономический ущерб в среднем по одному случаю врожденных пороков развития составляет 1 870 000 руб. (в ценах 2012 г.).

Основными причинами неудовлетворительных условий труда на многих предприятиях остаются те же, что и в предыдущие годы: старение и износ технологического оборудования, сокращение объёмов ремонта, реконструкций и технического перевооружения производств и т.д.

Несмотря на некоторое улучшение в обеспечении спецодеждой и средствами индивидуальной защиты на предприятиях отдельных видов экономической деятельности, в целом обеспеченность средствами индивидуальной защиты органов дыхания не превышает 60–70%, органов слуха — 50–60%, средствами защиты от вибрации — 30%.

Сегодня наблюдается рост тенденций сокрытия имеющихся рисков развития профессиональной и производственно обусловленной заболеваемости, а также допуска работников к профессиональной деятельности без учёта медицинских заключений, расторжению трудовых отношений при заболевании работника, нежеланию реализовывать определённые законодательством социальные гарантии.

Ежегодно Роспотребнадзором проводится около 30 тысяч проверок, из них с применением лабораторно-инструментальных методов исследования 75–80% (2013 г. — 60,49 (21 298 из 35 212 обследований), 2012 — 59,9% (23 095 из 39 405), 2011 — 51,1% (18 235 из 35 702).

Активность правоприменительной практики за нарушения требований санитарного законодательства при проведении контрольно-надзорных мероприятий на объектах промышленности и сельского хозяйства (по статьям 6.3, 6.4, 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) не снижается, более 95% надзорных мероприятий сопровождается мерами административного воздействия. С 2011 по 2013 год количество составленных протоколов об административных правонарушениях за неудовлетворительные условия труда увеличилось на 8,54% (в 2013 г. составлено 35 498, в 2011 г. — 32 466).

Однако следует отметить, что только применением мер административного воздействия при выявлении административных правонарушений на объектах надзора не представляется возможным достичь нормируемого уровня показателей производственной среды, способствуя, тем самым, профилактике профессиональных заболеваний. Анализ правоприменительной практики за ряд лет свидетельствует, что законодательно закрепленные меры административных наказаний не обеспечивают значительного и повсеместного оздоровления производственной среды.

В связи с многочисленными и постоянно увеличивающимися случаями нарушений санитарного законодательства, выявляемыми на объектах надзора (в Свердловской области этот показатель ежегодно растет не менее, чем на 10% и составил в 2013 году около 12 нарушений на одном объекте), при неадекватной административной ответственности хозяйствующих субъектов за нарушения (в Свердловской области на 1 руб. затрат, связанных с проведением надзора на одном объекте, сумма наложенных штрафов составляет 0,89 руб.) актуальным становится ужесточение Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушения санитарно-эпидемиологических требований, включая требования к безопасности условий труда, организации рабочих мест, невыполнение противоэпидемических (профилактических) мероприятий.

Уровень и длительность воздействия факторов производственной среды, состояние условий труда, средств коллективной и индивидуальной защиты, своевременность выявления начальных признаков профессиональной патологии в сочетании с режимными ограничительными мероприятиями (защита временем, расстоянием) и ряд других факторов в совокупности определяют уровень профессиональной заболеваемости.

В Российской Федерации профессиональная заболеваемость стабилизировалась на уровне 1,5–1,9 на 10 тыс. работников. В 2013 году показатель профессиональной заболеваемости составил 1,79 (2012 — 1,71, 2011 — 1,92).

За последние три года зарегистрировано 25 005 случаев впервые установленных профессиональных заболеваний и отравлений: 2013 г. — 8 175 случаев, 2012 г. — 7 907 случаев, 2011 г. — 8 923 случая, из них 1 207 — у женщин (14,76%).

Наибольший удельный вес числа случаев профессиональных заболеваний, как и в прежние годы, был зарегистрирован на предприятиях по добыче полезных ископаемых — 37,21% (3 042 случая) всех случаев профзаболеваний, на предприятиях обрабатывающих производств — 33,1% (2 706), транспорта и связи — 12,87% (1 052), сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства — 6,51% (532).

Основная часть регистрируемых профессиональных заболеваний (более 95%) диагностирована у работников, занятых во вредных условиях труда.

На протяжении ряда лет остается высоким число случаев профзаболеваний и отравлений, зарегистрированных на предприятиях с частной формой собственности (5 997), удельный вес которых составляет 73,36% (в 2012 г. — 70,2% — 5 551 случаев, в 2011 г. — 69,24% — 6 178 случаев).

Структура профессиональных заболеваний и отравлений существенно не изменяется. Среди профессиональных заболеваний и отравлений преобладают заболевания, связанные с воздействием физических факторов — 3 821 случай или 46,74%, заболевания, связанные с физическими перегрузками и перенапряжением отдельных органов и систем, — 1 930 или 23,61%, заболевания, вызванные воздействием промышленных аэрозолей, — 1 480 или 18,1%, заболевания (интоксикации), вызванные воздействием химических факторов, — 541 или 6,62%, заболевания, вызванные действием биологических факторов, — 224 или 2,74%. Также регистрировались аллергические заболевания — 145 или 1,77% и профессиональные новообразования — 34 или 0,42%.

У 1 098 работников (15,7%) впервые зарегистрировано два и более профессиональных заболеваний (отравлений).

Удельный вес инвалидов составил 16,67% всех зарегистрированных профзаболеваний.

Возникновение острых профзаболеваний (отравлений), в основном, обусловлено нарушениями правил техники безопасности — 21,28%, неприменением средств индивидуальной защиты — 19,15%, авариями на производстве — 10,64% случаев, неисправностью машин и оборудования — 10,64%, профессиональным контактом с инфекционным агентом — 8,51%, отступлением от технологического регламента — 6,38% и других.

Обстоятельствами и условиями возникновения хронических профзаболеваний послужили: несовершенство технологических процессов — в 43,45% случаев, конструктивные недостатки средств труда — 39,74%, несовершенство рабочих мест — 7,58%, несовершенство санитарно-технических установок — 2,74%, профессиональный контакт с инфекционным агентом — 2,05% и другие.

В Российской Федерации 1 207 случаев профзаболеваний установлены у женщин-работниц, что составило 14,76% общего числа всех профзаболеваний (отравлений), из них 39,85% (481) случаев привели к утрате трудоспособности. Хронические формы впервые установленных профессиональных заболеваний (отравлений) у женщин составляли 99,58% (1 191) общего числа случаев профзаболеваний (отравлений) среди женщин, со смертельным исходом — 2 случая. У 102 женщин была установлена инвалидность вследствие профессионального заболевания или отравления, что составило 9,69% общего числа профзаболеваний у женщин.

Однако регистрируемый уровень хронической профессиональной заболеваемости не отражает истинной ситуации, связанной с состоянием условий труда на производстве. В сложившейся экономической ситуации сокрытие потенциального профзаболевания возможно как со стороны работодателя, чтобы избежать возможных повышенных выплат в Фонд социального страхования, так и со стороны лечебнопрофилактического учреждения для дальнейшего сотрудничества с предприятием по вопросу проведения медицинских осмотров. Кроме того, непосредственно работник для сохранения за собой своего рабочего места до определенного момента не заинтересован в постановке диагноза.

Одним из способов профилактики профессиональных заболеваний являются периодические медицинские осмотры, которые позволяют на ранних стадиях отстранить работника от контакта с вредным производственным фактором, тем самым сохранив ему здоровье, а государству трудовые ресурсы.

В последние годы в разных субъектах Российской Федерации периодическими медицинскими осмотрами охвачено от 80 до 100% работников. При этом лишь 30–50% работников сельскохозяйственного производства в отдельных субъектах Российской Федерации ежегодно проходят медицинский осмотр.

Из всех хронических профессиональных заболеваний 5 564 (68,45%) установлено в центрах профессиональной патологии, 2 342 (28,72%) — в клиниках научно-исследовательских институтов гигиенического профиля и 222 (2,83%) — в лечебно-профилактических учреждениях.

Каждый третий случай хронической профпатологии у работников выявлен при их активном обращении — 30,3% (2 466).

Большинство случаев профессиональной патологии, выявленных при обращении работников за медицинской помощью — хронические формы профессиональных заболеваний (98%), которые, как правило, установлены работникам с длительным стажем в контакте с вредным производственным фактором (более 25 лет) и возрастом свыше 50 лет.

Из года в год выявляются недостатки, влияющие на эффективность и результативность проводимых предварительных и периодических медицинских осмотров работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях производства, к которым относятся: отсутствие в составе медкомиссий профпатологов или врачей, прошедших профильное усовершенствование по профпатологии, онкологов, аллергологов, а также других узких специалистов (невропатологов, маммологов, урологов, нефрологов, дерматологов и др.), нерегулярное обследование подлежащих осмотру контингентов работников в условиях центров профпатологии, отсутствие необходимого спектра функциональных и лабораторных исследований при прохождении работником ПМО (особенно для проведения осмотров рабочих, связанных с вибрацией, шумом, физическими перегрузками, пылью, ртутью, свинцом) и другие. Следствием этого является низкая выявляемость профессиональных заболеваний, причем уже на стадиях, приводящих к инвалидизации.

В значительной мере такой уровень медицинского обеспечения работников обусловлен малой ответственностью работодателя за несвоевременное и неполное медицинское освидетельствование работников, а также за необеспечение обязательных требований условий труда, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Кроме того, имеет значение финансово-экономическая мотивация работодателей при выборе учреждения для медосмотра своих работников (в том числе в части соотношения «цена-качество», когда приоритетной оказывается цена).

В 2013 году периодический медицинский осмотр работников угледобывающих предприятий в одном из субъектов Южного федерального округа проводился частными медицинскими организациями. При этом выявляемость составила 0,04 на 1000 осмотренных, то есть практически равнялась нулю. Для сравнения, в ходе периодических медосмотров работников угольных предприятий, осуществляемых центром профпатологии в этом же субъекте, средняя выявляемость лиц с подозрением на профзаболевание составляет 46,8 на 1000 осмотренных, то есть выше на три порядка. При этом результаты аттестации рабочих мест свидетельствуют о том, что условия труда горнорабочих за указанный период не претерпели существенных изменений.

Серьезной проблемой является и противодействие (или отсутствие действий) по выполнению приказа Минздравсоцразвития, регламентирующего направление стажированных работников 1 раз в 5 лет в специализированные медицинские центры. Сегодня, например, в Саратовской области около 40 тыс. работников (из них около 25% женщин) сельского хозяйства работают во вредных условиях труда, из них почти 50% имеют стаж работы во вредных условиях 12–15 лет и более. По данным ФБУН «Саратовский НИИ сельской гигиены» число работающих, которые раз в 5 лет должны направляться на периодический медосмотр в профцентр, составляет 2,5–3 тыс. в год, при этом работодателем направляется 120–150 человек. Из общего числа впервые направляемых в клинику института работников в 60–70% случаев ставится диагноз профзаболевание, иногда не одно.

В Свердловской области количество лиц, осмотренных в Центрах профпатологии, в 2013 году сократилось в 1,6 раза в сравнении с 2011 годом (2013 г. — 49 тыс. человек, в 2011 г. — 80 тыс. человек).

Для консолидации усилий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления муниципальных образований, организаций и граждан Российской Федерации по обеспечению условий для устойчивого демографического развития страны Указом Президента Российской Федерации от 09.10.2007 № 1351 утверждена «Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года».

В Концепции решение задачи по сокращению уровня смертности населения, прежде всего граждан трудоспособного возраста, включает в себя, в том числе, сокращение уровня смертности и травматизма от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за счет перехода в сфере охраны труда к системе управления профессиональными рисками (включая информирование работников о соответствующих рисках, создание системы выявления, оценки и контроля таких рисков), а также за счет экономической мотивации для улучшения работодателем условий труда.

Таким образом, основное направление действий по улучшению условий труда в Российской Федерации — защита здоровья работника и обеспечение безопасности труда путем внедрения системы управления профессиональными рисками на каждом рабочем месте.

Основные положения доклада
Министра труда и социальной защиты
Максима Анатольевича Топилина
«О новых механизмах определения состояния условий труда»

По данным Росстата численность экономически активного населения Российской Федерации, занятого в экономике, составила более 71 млн человек.

Удельный вес работников, занятых во вредных условиях труда, в период с 2007 по 2013 год вырос с 24,9% до 32,2% — практически каждый третий работник в Российской Федерации трудится во вредных условиях (свыше 22 млн человек).

В настоящее время по данным Фонда социального страхования РФ в Российской Федерации насчитывается более 170 тыс. работников, страдающих различными формами профессиональных заболеваний.

Ежегодно регистрируется 6–7 тыс. работников с впервые установленным диагнозом профессионального заболевания.

При этом одной из существенных проблем является позднее выявление профессиональных заболеваний, когда работник уже стал инвалидом и по объективным причинам не может продолжать работу по профессии, а нередко теряет и общую трудоспособность.

Несмотря на ежегодное снижение количества несчастных случаев на производстве, уровень производственного травматизма в Российской Федерации остается достаточно высоким. В 2013 году в результате несчастных случаев на производстве погибло 2 630 человек, на предприятиях произошло 8 712 несчастных случаев с тяжелым исходом.

Совокупные затраты на компенсации за работу во вредных условиях труда, страховые выплаты и пособия, а также ежегодные расходы на выплату досрочных пенсий составляют более 400 млрд руб.

Общие потери от недопроизводства продукции и услуг вследствие недоработок по причине производственного травматизма и профессиональной заболеваемости оцениваются в объеме свыше 900 млрд руб.

Следует заметить, что указанные расходы направлены на устранение и компенсацию последствий травматизма и влияния вредных условий труда, а не на профилактику производственного травматизма и профессиональной заболеваемости и улучшение условий труда.

Суммарные потери из-за неудовлетворительных условий и охраны труда на рабочих местах, включающие в себя выплаты пособий и страховые выплаты по обязательному социальному страхованию, выплаты досрочных пенсий, расходы работодателей на компенсации и средства индивидуальной защиты, составляют 1,94 трлн руб. ежегодно.

В этой связи основной целью модернизации системы управления охраной труда, способной обеспечить постоянное улучшение условий труда работников, является переход от компенсационной, затратной модели управления охраной труда к современной системе, позволяющей реализовать превентивные подходы к сохранению здоровья работников на производстве, основанные на экономическом стимулировании работодателей к улучшению условий труда на рабочих местах.

Для преодоления этих негативных тенденций в сфере охраны труда, а также в соответствии с поручением Президента Российской Федерации В.В. Путина от 26 декабря 2012 г. № Пр-3499 и в рамках реализации Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации приняты федеральные законы от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» и от 28 декабря 2013 г. № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда».

Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» сформирована единая процедура оценки условий труда, позволяющая объективно выявить и оценить вредные условия на конкретных рабочих местах.

Специальная оценка условий труда предусматривает:

  • идентификацию (выявление) вредных производственных факторов;
  • проведение измерений уровней производственных факторов;
  • распределение условий труда на рабочих местах по классам (четыре класса — оптимальные, допустимые, вредные, опасные).

Специальную оценку условий труда проводит независимая организация, обладающая необходимым измерительным оборудованием и аттестованными экспертами.

Результаты специальной оценки условий труда универсальны и могут использоваться в широком спектре социально-трудовых отношений, в том числе для снижения негативного воздействия вредных условий труда и охраны здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

Новеллами законодательства Российской Федерации стали нормы Федерального закона, содержащие положения о декларировании работодателем соответствия условий труда, являющегося подтверждением соответствия условий труда на его рабочих местах государственным нормативным требованиям охраны труда.

При декларировании соответствия условий труда работодатель будет освобожден от необходимости проведения дорогостоящих процедур по исследованию и измерению потенциально вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса, что позволит существенно сократить расходы предпринимателей, особенно малого и среднего бизнеса.

Указанная норма призвана обеспечить снижение административной и финансовой нагрузки на бизнес в сфере охраны труда.

Введение специальной оценки условий труда обеспечивает не только унификацию процедуры оценки условий труда на рабочих местах как инструмента предоставления компенсаций за работу во вредных условиях труда, но и создает условия для повышения эффективности профилактических мероприятий в области охраны труда и здоровья работников на производстве.

С целью сохранения преемственности процедур по оценке условий труда и исключения дополнительных финансовых расходов работодателей Федеральным законом устанавливается переходный период на срок до 31 декабря 2018 года, в течение которого будут признаваться действующими и подлежащими реализации имевшиеся до момента вступления в силу Федерального закона права участников оценки условий труда и результаты оценки условий труда.

В рамках обеспечения экономической мотивации работодателей к улучшению условий труда Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» внесены изменения в законодательство, обеспечивающие дифференциацию дополнительных тариф о в страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в отношении работников, занятых во вредных условиях труда, в зависимости от установленных по результатам специальной оценки условий труда класса (подкласса) условий труда.

В случае признания по результатам специальной оценки условий труда оптимальными или допустимыми, работодатель освобождается от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации по дополнительным тарифам.

На основании результатов специальной оценки условий труда будет устанавливаться объем гарантий и компенсаций работникам за работу во вредных условиях труда (повышенный размер оплаты труда, дополнительный оплачиваемый отпуск, сокращенная продолжительность рабочего времени).

Для придания данному инструменту наибольшей гибкости, по согласованию с работодателями и профсоюзами, Федеральным законом внесены поправки в Трудовой кодекс Российской Федерации, предусматривающие дифференциацию гарантий и компенсаций работникам за работу во вредных (опасных) условиях труда в зависимости от степени вредности (опасности), а именно:

  • сокращенная продолжительность рабочего времени — для работников с вредными условиями труда 3- или 4-й степени или опасными условиям труда, — не более 36 часов в неделю;
  • ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск — для работников с вредными условиями труда 2-, 3- или 4-й степени либо опасными условиям труда, продолжительностью не менее 7 календарных дней;
  • повышение оплаты труда работникам с вредными и (или) опасными условиями труда, — не менее 4% тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.

Кроме того, на отраслевом уровне и с обязательного письменного согласия работника ряд указанных компенсаций может осуществляться в денежной форме.

При этом в целях защиты прав работников:

  • Трудовым кодексом Российской Федерации устанавливаются минимальные гарантированные размеры компенсаций;
  • переходными положениями законопроекта предусмотрено сохранение работникам достигнутого по состоянию на декабрь 2013 г. объема предоставляемых гарантий и компенсаций при условии их занятости во вредных условиях труда.

В целях реализации отдельных поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации Федеральным законом внесены поправки в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Уголовный кодекс Российской Федерации в части усиления административной и уголовной ответственности за нарушения законодательства об охране труда.

В частности, вводится повышенная административная ответственность за:

  • допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров;
  • необеспечение работников средствами индивидуальной защиты.

Наиболее строгая мера ответственности для организации установлена при повторном (в течение года) нарушении требований охраны труда — штраф до 200 000 руб. и административное приостановление деятельности.

Одновременно предусмотрено, что при незначительном правонарушении, не повлекшим серьезных последствий, и совершенном впервые, инспектор по труду может ограничиться предупреждением работодателя.

Кроме того, усиливается уголовная ответственность за нарушения требований охраны труда, повлекшие гибель 2-х и более работников.

В рамках реализации положений указанных федеральных законов Минтруда России проводится работа по разработке 4 постановлений Правительства Российской Федерации и 13 приказов Минтруда России, необходимых для формирования нормативной правовой базы института специальной оценки условий труда, в том числе обеспечивающих:

  • формирование общей процедуры проведения специальной оценки условий труда;
  • установление единых требований к организациям, проводящим специальную оценку условий труда;
  • определение порядка допуска к осуществлению деятельности в качестве экспертов по проведению работ по специальной оценке условий труда;
  • проведение специальной оценки условий труда на рабочих местах в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, а также в случае, если выполнение работ по проведению специальной оценки условий труда создает или может создать угрозу жизни или здоровью работника, членов комиссии, иных лиц;
  • формирование современного механизма надзора за условиями труда, обеспечивающего своевременный учет и применение административного наказания;
  • формирование общего подхода к системе управления охраной труда в организации.

В настоящее время принято 1 постановление Правительства РФ, утверждены 6 приказов Минтруда России, 3 проекта постановления Правительства Российской Федерации дорабатываются по замечаниям Правительства Российской Федерации.

Еще семь приказов Минтруда России находятся в стадии разработки, при этом их утверждение будет обеспечено в течение 1-го полугодия 2014 г.

Решение Правительственной комиссии по вопросам охраны здоровья работающих граждан

1. Принять к сведению доклады Министра здравоохранения Российской Федерации В.И. Скворцовой, Министра труда и социальной защиты Российской Федерации М.А. Топилина и руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека А.Ю. Поповой.

2. Минтруду России (М.А. Топилину), Минздраву России (В.И. Скворцовой), Роспотребнадзору (А.Ю. Поповой), ФАНО России (М.М. Котюкову), Фонду социального страхования Российской Федерации (А.С. Кигиму) с участием Общероссийской общественной организации «Российский союз промышленников и предпринимателей» и Федерации независимых профсоюзов России представить в Правительство Российской Федерации:

  • предложения по совершенствованию законодательного регулирования в области безопасности и гигиены труда, предусматривающие переход от доктрины абсолютной безопасности к оценке профессионального риска, а также по развитию обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в том числе в части преобразования института «досрочных» пенсий в систему обязательного социального страхования;
  • информацию о результатах мониторинга специальной оценки условий труда.

Срок — до 15 декабря 2014 г.

3. Роспотребнадзору (А.Ю. Поповой) совместно с Минздравом России, Минтруда России, Минюстом России, Фондом социального страхования Российской Федерации с участием Общероссийской общественной организации «Российский союз промышленников и предпринимателей», Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» и Федерации независимых профсоюзов России подготовить поправки в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающие наделение органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, правом рассматривать дела об административных правонарушениях в части нарушений требований к факторам производственной среды и трудовому процессу, содержащихся в государственных санитарно-эпидемиологических правилах и нормативах, а также в части допуска работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров.

Срок — до 1 декабря 2014 г.

4. Роструду (В.Л. Вуколову) организовать проведение выездных внеплановых проверок организаций, ранее аккредитованных на оказание услуг в области охраны труда в части проведения оценки условий труда, на предмет соблюдения ими требований законодательства о специальной оценке условий труда и в срок до 1 декабря 2014 г. представить в Минтруд России информацию о результатах проведенных контрольнонадзорных мероприятиях.

Минтруду России (М.А. Топилину) в срок до 15 декабря 2014 г. представить в Правительство Российской Федерации обобщенную информацию по данному вопросу.

5. Минздраву России (В.И. Скворцовой) совместно с Минкомсвязью России, Минтруда России, Минфином России, Минэкономразвития России, Роспотребнадзором, ФАНО России, Фондом социального страхования Российской Федерации и Минюстом России в целях обеспечения формирования и ведения уполномоченным федеральным органом исполнительной власти федерального регистра лиц, страдающих профессиональными заболеваниями, подготовить проекты необходимых нормативных правовых актов и внести их в Правительство РФ в установленном порядке.

Срок — до 20 марта 2015 г.

6. Минздраву России (В.И. Скворцовой) совместно с Минтруда России, Минфином России, Минэкономразвития России, Роспотребнадзором, ФМБА России, ФАНО России с учетом состоявшегося обсуждения проработать вопрос о порядке координации на федеральном уровне деятельности центров профессиональной патологии.

Срок — до 30 октября 2014 г.

7. Минпромторгу России (Д.В. Мантурову) совместно с Минтруда России, Минздравом России, Росстандартом, Рострудом, Роспотребнадзором, Росаккредитацией в рамках межведомственной рабочей группы подготовить предложения по актуализации Федерального информационного фонда по обеспечению единства измерений в части применяемых методов исследований (испытаний) и методик (методов) измерений и о результатах проинформировать Правительство Российской Федерации.

Срок — до 30 января 2015 г.

8. Минтруду России (М.А. Топилину) совместно с Минюстом России и Общероссийской общественной организацией «Российский союз промышленников и предпринимателей» проработать вопрос о ведении реестра объединений работодателей и о результатах проинформировать Правительство Российской Федерации.

Срок — до 5 августа 2014 г.

9. Минтруда России (М.А. Топилину), Фонду социального страхования Российской Федерации (А.С. Кигиму) совместно с заинтересованными органами исполнительной власти и с участием Общероссийской общественной организации «Российский союз промышленников и предпринимателей», Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России», Федерации независимых профсоюзов России на основе анализа международного и российского опыта подготовить предложения по механизмам и условиям стимулирования работодателей и работников за улучшение условий труда и сохранение здоровья работников.

О результатах проинформировать Правительство Российской Федерации в срок до 15 декабря 2014 г.

10. Рекомендовать Общероссийской общественной организации «Российский союз промышленников и предпринимателей» обобщить лучший международный и российский опыт по созданию условий, направленных на сохранение и укрепление здоровья работающих, и до 1 декабря 2014 г. представить информацию об этом в Минтруда России и Минздрав России.

Минтруду России (М.А. Топилину) и Минздраву России (В.И. Скворцовой) обеспечить размещение этой информации на официальных сайтах министерств в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

11. Рекомендовать Общероссийской общественной организации «Российский союз промышленников и предпринимателей» совместно с Общероссийской общественной организацией малого и среднего предпринимательства «Опора России» создать систему регулярного определения рейтинга предприятий крупного и среднего бизнеса по критериям наличия и эффективности реализации программ по улучшению условий труда, профилактике профессиональных заболеваний и производственного травматизма, а также формированию здорового образа жизни работающих и о результатах проинформировать Правительство Российской Федерации до 15 декабря 2014 г.

12. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации принять необходимые меры по подготовке и утверждению региональных целевых программ, направленных на улучшение условий и охраны труда на основе актуализированной Минтруда России соответствующей типовой программы.